Приложения
Фотографии из частного собрания С.Е.Володарского, Харьков
12. Мастера сцены
Слева: Павел Васильевич Самойлов (1866-1931). Артист СПб Александринского театра, Заслуженный артист Республики. Из знаменитой семьи актёров Самойловых. На портрете – в роли Гамлета. Портрет актёра работы фотоателье "А.И.Скасси", Харьков, 1900 г.
В центре: Гликерия Николаевна Федотова (1846, Орёл – 1925, Москва). Знаменитая актриса Малого театра в Москве, великолепная исполнительница комедийных ролей. Заслуженная артистка Императорских театров, педагог, Народная артистка Республики (1924). Портрет актрисы работы фотографа Императорских театров Марианна Николаевича Конарского, Москва, 1887 г. (Автограф).
Справа: Александр Павлович Ленский (до 1897 г. ‒ Вервициотти) (1 октября 1847, Кишинёв ‒ 13 октября 1908, Москва) ‒ знаменитый актёр, режиссёр, театральный педагог. Внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина и итальянской певицы Ольги Вервициотти. С 1876 г. актёр Малого театра. Сыграл в произведениях Островского более 30 ролей. Горячий пропагандист Шекспира. Состоял в дружбе с А.П.Чеховым. Был женат на баронессе Л.Н.Корф. С 1907 г. – главный режиссёр Малого театра. Похоронен в собственном имении под Киевом. Портрет А.П.Ленского работы придворного фотографа Г.В.Трунова, Москва, 1880-е гг.
Портреты работы ателье «Фотография Императорских театров», СПб, 1890-е гг.
Слева: Серебряков Константин Терентьевич (5.6.1852, Тамбов – 1919, Петроград) – знаменитый артист оперы (бас-профундо), концертный певец и вокальный педагог. Родился в семье священника. Образование получил в Петербургском университете на юридическом факультете, по окончании которого в 1880-1887 работал в министерстве юстиции. В 1879-1880 как любитель обучался пению в Петербургской консерватории, позднее учился у Фёдора Павловича Комиссаржевского, с 1883 брал уроки пения и теории музыки у дирижёра петербургского Мариинского театра К.А. Кучеры. Сценическому искусству и мимике обучался у Феликса Кшесинского. В 1892 совершенствовался в пении в Италии.
В 1887-1919 солист петербургско-петроградского Мариинского театра (дебютировал в партии Сусанина – «Жизнь за царя» М. Глинки). Гастролировал в Москве (театр «Аквариум»), Одессе (летом 1889 и 1890), Н. Новгороде (Большой ярмарочный театр, летом 1897-1899), Тифлисе (1907), Праге (летом 1900 в составе Товарищества русской оперы, организованного Марией Ивановной Долиной). Обладал сильным (особенно в нижнем и среднем регистрах) певучим голосом «бархатного» тембра. В начале сценической деятельности больше всего производил впечатление на слушателей силой голоса; с годами пение приобрело пластичность и выразительность.
Серебряков был первым исполнителем очень многих оперных партий на русской сцене. В 1912 получил звание «Заслуженный артист императорских театров».
Текст на фотографии: «Многоуважаемому Николаю Петровичу Молоткову на добрую память от «Сусанина» К.Т.Серебрякова. СПб., января 25 дня 1898 г.». Автограф.
В центре: Мей-Фигнер Медея Ивановна (04.04.1859, Флоренция – 08.07.1952, Париж) – итальянская и русская певица (меццо-сопрано), Солистка Его Величества. Супруга знаменитого тенора, Солиста Его Величества, Николая Николаевича Фигнера.
Одна из самых видных фигур Императорской русской оперы.
Первая исполнительница партий: Лиза («Пиковая дама» П.И.Чайковского), Иоланта («Иоланта» П.И.Чайковского), Кармен («Кармен» Ж.Бизе).
Среди лучших партий: Татьяна («Евгений Онегин» П.И.Чайковского), Дездемона («Отелло» Д.Верди), Джоконда («Джоконда» А.Понкьелли), и др.
Дважды в год, с супругом, давала большие благотворительные концерты в Петербургском здании Дворянского собрания.
В 1923-1930 гг. преподавала в Ленинграде. Удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР. Последний её концерт состоялся 15 ноября 1925 г. в зале Ленинградской филармонии. С 1931 г. жила в Париже.
Справа: Ершов Иван Васильевич (08.11.1867 – 21.11.1943, Ташкент) – русский и советский оперный певец (тенор), солист Мариинского театра (1895-1929), супруг оперной певицы Софьи Владимировны Акимовой (сопрано), отец известного живописца и графика Игоря Ивановича Ершова, работы которого находятся в ГТГ, Русском музее, музеях Франции и Англии.
В 1893 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу пения профессора С.И.Габеля. В 1893—1894 совершенствовался в Италии. В 1894 году становится солистом Харьковского оперного театра. Начал карьеру в Мариинском театре 5 апреля 1895 года в опере «Фауст» Гуно в заглавной партии в один день с Ф.И.Шаляпиным.
С 1916 года профессор Петроградской консерватории.
Талант Ивана Васильевича Ершова высоко ценили А. Рубинштейн, С. Танеев, Н. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А. Блок, А. Белый. Иван Васильевич Ершов обладал даром художника, дружил с художником Б. Кустодиевым, неоднократно встречался с выдающимися учеными И. Павловым и В. Бехтеревым. Записывался на грампластинки в Петербурге.
Слева: Зедделер Юлия Феликсовна (в девичестве Кшесинская, 05.05.1866, Лигово – 1969, Париж) – баронесса, балерина Мариинского театра, так называемая «Кшесинская 1-я», родная сестра балерины Матильды Кшесинской. Портрет баронессы работы ателье «Фотография Императорских театров», СПб, 1890-е гг.
В центре: Кадмина Евлалия Павловна (19.9.1853, Калуга − 10.11.1881, Харьков) − артистка оперы, драмы и концертная певица. Окончила Московскую консерваторию с серебряной медалью. В 1873-1875 гг. солистка Большого театра в Москве; в 1875-1876 гг. солистка Мариинского театра в СПб; в 1879-1880 гг. солистка Киевской оперы; с 1880 г. − в Харькове (сначала на оперной, затем на драматической сцене).
Обладала сильным, ровным во всех регистрах голосом теплого, мягкого тембра, ярким сценическим темпераментом и выдающимся драматическим талантом. Имела выразительную сценическую внешность. 1-я исполнительница партий: Лель («Снегурочка» П.Чайковского, 1873); Боярыня Морозова («Опричник» П.Чайковского, 1875); Амнерис («Аида» Дж.Верди, 1880), Катерина («Гроза» В.Кашперова, 1880). Лучшие партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М.Глинки), Княгиня («Русалка» А.Даргомыжского), Рогнеда («Рогнеда» А.Серова), Боярыня Морозова («Опричник» П.Чайковского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Азучена («Трубадур» Дж.Верди).
4 ноября 1881 г. покончила жизнь самоубийством, отравившись на сцене. Выступая в спектакле «Василиса Мелентьева» А.Островского и С.Гедеонова, во время антракта приняла раствор фосфора, добытый ею со спичечных головок, и через шесть дней умерла. Трагическая судьба актрисы нашла отражение во многих литературных и музыкальных произведениях. Портрет Е.П.Кадминой работы Франсуа де Мезера (Мезэ), Киев, 1879 г.
Справа: Лабинский Андрей Маркович, 20.08.1872, Харьков – 08.08.1941, Москва (трагически погиб) – известный артист оперы (лирико-драматический тенор), концертный певец и вокальный педагог. Заслуженный артист Республики (1924).
Родился в многодетной дворянской семье коллежского асессора. Образование получил в Тюменском реальном училище. Пению обучался в Петербургской консерватории (1895-1899) в классах С.Габеля и В.М.Самуся. В годы учения пел в московском Синодальном хоре, с 1896 – в хоре петербургского Мариинского театра; в 1899-1912 и 1919-1924 солист этого же театра, в 1912-1919 и с 1926 – московского Большого театра.
Обладал ровным, гибким голосом приятного мягкого тембра и широкого диапазона, имел яркую сценическую внешность. Его оперный репертуар насчитывал 34 партии.
Певец пользовался огромным успехом у публики и, по определению музыкальных критиков, появилось новое течение «лабинизм». Поклонницы, которых называли «лабинистками», следовали за певцом в его гастрольных поездках по России. По сообщению «Русской музыкальной газеты» от 1905 года, на камерных концертах билеты в первых рядах стоили десять рублей (по тому времени – очень большие деньги). Тот же номер газеты сообщал о трагикомическом случае, произошедшим на одном из концертов: разъярённый муж одной из «лабинисток» стрелял в Лабинского, но промахнулся.
А.М.Лабинский был дублёром Л.В.Собинова. Любимый исполнитель В.И.Ленина.
В августе 1941 года в дом № 10 по ул. Моховой угодила фугасная бомба. Она прошла через все четыре этажа и взорвалась у самого подвала, расколов таким образом дом на две части. В подвале этого дома на момент взрыва укрывалось до тридцати человек. Среди погибших оказался оперный певец А.М.Лабинский и его жена. Лабинские жили не в доме № 10, а в соседнем, № 8, но бомбоубежище было в том, куда попала бомба.
Судьба подарила Андрею Марковичу долгое творческое содружество с Ф.И.Шаляпиным, А.В.Неждановой. Появись Лабинский на сегодняшней сцене, заверяют специалисты, был бы звездой первой величины.
Смотреть след. стр. («Конёк-Горбунок» и его окружение)
К началу просмотра