Леони́д Никола́евич Андре́ев
(9 [21] августа 1871, Орёл, Российская Империя —
12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия[1])
— русский писатель.
Представитель Серебряного века русской литературы.
Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Биография
Детство
Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая
Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны
(урожд. Пацковской) (ум. 1920) — дочери разорившегося
польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к
чтению. Учился в орловской классической гимназии
(1882—1891).
Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юность
Юношеская впечатлительность и развитое воображение
несколько раз побуждали его на безрассудные поступки:
в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг
между рельсов перед приближающимся паровозом,
но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический
факультет Петербургского университета; после смерти
отца материальное положение его семьи ухудшилось,
а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно
время Андрееву приходилось даже голодать.
В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы,
однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих
мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за
неуплату, он поступил на юридический факультет
Московского университета. В Москве, по словам
самого Андреева: «материально жилось лучше:
помогали товарищи и комитет».
В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался
покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного
выстрела было церковное покаяние и порок сердца,
который и вызвал впоследствии смерть писателя.
После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден
бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать,
своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву.
Перебивался случайными заработками, преподаванием и
рисованием портретов на заказ. В политической
деятельности не участвовал.
В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете,
что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он
занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает
свою журналистскую деятельность в газетах
«Московский вестник» и «Курьер».
Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch.
В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ:
«Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был
подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил
Максим Горький, который и пригласил Андреева в
книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее
многих молодых писателей.
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в
1901 году его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской —
внучатой племяннице Тараса Шевченко. В том же году
становится редактором «Курьера», вынужден был дать
полиции подписку о невыезде из-за своей связи с
революционно настроенным студенчеством. Благодаря
помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен
первый том его сочинений. В эти годы обозначилась
направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию;
укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП,
10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне
на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля
выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым).
В этом же году он напишет рассказ «Губернатор»,
ставший откликом на убийство 17 февраля эсером
И.Каляевым московского генерал-губернатора
великого князя Сергея Александровича.
В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию,
где у него рождается второй сын, Даниил, который
впоследствии станет писателем (его перу принадлежит
трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от
послеродовой горячки умирает его жена (похоронена
в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).
Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у
Горького (с декабря 1906 — до весны 1907 года).
После начала реакции в 1907 году — Андреев
разочаровывается в самой революции. Он отходит
от революционно настроенного писательского
окружения Горького.
В 1908 году Андреев женится на А. И. Денисевич
(Карницкой) и переезжает в собственный дом в
Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано
из-за того, что дом был построен на аванс от издателя)
Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.
С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими
альманахами издательства «Шиповник».
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с
воодушевлением:
«Победить Германию необходимо — это вопрос жизни
и смерти не только для России — величайшего славянского
государства, все возможности которого впереди, но и для
европейских государств. <…> Разгром Германии будет
разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла
европейских революций».
— Интервью газете "Нью-Йорк Таймс", сентябрь 1914 года
Во время войны Андреев публикует драму о военных
событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»).
В 1914 году драма была экранизирована Акционерным
обществом А. Ханжонкова[4]. Впрочем, произведения
писателя в то время посвящены, в основном, не войне,
а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 года входил в
редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял. После отделения
Финляндии от России — оказался в эмиграции.
Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом
и ненавистью к большевистской власти
(«Дневник сатаны», «SOS»)
.
12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно
скончался от порока сердца в местечке Мустамяки,
на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н.
Фальковского. Был похоронен в Мариоках.
В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских
мостках на Волковом кладбище.
С 1956 года его избранные произведения часто
переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на
родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева.
Творчество, основные идеи.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под
воздействием бедственных условий, в которых тогда
находился писатель, проникнуты критическим анализом
современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Однако ещё в раннем периоде творчества писателя
проявились его основные мотивы: крайний скептицизм,
неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия
Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и
религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор»,
«Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию
писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г.
Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов,
считая, что бунт масс может привести лишь к большим
жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи
повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев
нарисовал картину ужасов современной войны (реакция
на Русско-японскую войну). Недовольство его героев
окружающим миром и порядками неизменно выливается в
пассивность или анархический бунт. Предсмертные
сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей
о торжестве иррациональных сил.
Несмотря на патетический настрой произведений,
литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный,
с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в
художественной и интеллигентской среде дореволюционной
России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим
Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие.
Произведения Андреева отличает резкость контрастов,
неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической
простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем
Серебряного века русской литературы. |