Открытка без текста
Ли́дия Бори́совна Яво́рская
(по мужу — княгиня Барятинская; 1871—1921) —
русская актриса.
Биография
Лидия Яворская воспитывалась в киевской гимназии.
С детства принимала участие в любительских спектаклях.
В 1889 году поступила на драматические курсы
Петербургского театрального училища
(класс В. Н. Давыдова).
Затем училась у актера «Комеди Франсэз»
Франсуа-Эдмона Го в Париже.
Дебютировала в 1893 году в Ревеле (Товарищество Н. С.
Васильевой). В 1893 г. была приглашена в московский
Театр Корша, где играла в 1893—1895 гг. Особенное
внимание обратила на себя исполнением ролей Маргариты
Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Алисы
(«Борьба за счастье» С.В.Ковалевской), Ольги Ранцевей
(«Чад жизни» Б. М. Маркевича) и особенно в
«M-me Sans Gêne» В. Сарду.
В 1895 г. была приглашена А. С. Сувориным в
петербургский театр Литературно-художественного
кружка (впоследствии Театр Литературно-художественного
общества), где особенный успех имела в ролях
«Принцессы Грезы» и «Заза».
26 июля 1896 года в Санкт-Петербурге вышла замуж
за писателя князя В. В. Барятинского. В 1900 г.,
разойдясь во взглядах с дирекцией на репертуар
(по поводу антисемитской пьесы «Контрабандисты»
В.А.Крылова), вышла из состава труппы.
В 1901 году открыла в Петербурге «Новый театр»,
разнообразный репертуар которого включал и пьесы
М. Горького, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Х.Ибсена.
Много шли в театре пьесы мужа Яворской.
В 1907—1918 годах Яворская ездила с гастролями —
города России; Лондон, Париж. В 1915 года неудачно
пыталась возобновить работу своего театра в Петербурге.
В 1916 году разошлась с мужем. В 1918 уехала за
границу, жила в Лондоне. В 1920 году вышла замуж
за Фредерика Джона Поллока, 4-го баронета Хаттона.
Яворская помещала статьи, по вопросам как общим, так и
специальным (театр, живопись), в «Киевлянине», «Сыне
отечества», «Северном курьере», «Новостях», «Всемирном
вестнике».
Роли в Театре Литературно-художественного общества
Катрин Юбш («Мадам Сан-Жен» В. Сарду, 1895)
Ольга Ранцева («Чад жизни» Б. М. Марковича, 1893)
Маргарита Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1895)
Заза («Заза» Пьера Бертона и Шарля Симона)
Ганнеле — «Ганнеле» Г. Гауптмана
Раутенделейн — «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, 1897)
Изеиль (Izeyl; «Изеиль» Армана Сильвестра и Эжена Морана,
1897)
Для Яворской переводила пьесы французского драматурга Э.
Ростана Т. Л. Щепкина-Куперник.
Сильветта («Романтики», 1895)
Мелисанда («Принцесса Грёза», 1896)
Роксана («Сирано де Бержерак», 1898)
герцог Рейхштадтский («Орленок», 1902)
Из игранных Яворской ролей, кроме уже названных,
выдаются ещё:
Клеопатра («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира),
Ариэль («Буря» У. Шекспира),
«Нора» Х. Ибсена, «Антигона» Софокла,
Ирэн («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена),
«Сафо» А. Додэ,
Бетси («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого),
Нина («Чайка» А. П. Чехова),
Маша («Три сестры» А. П. Чехова),
Лидия («Бешеные деньги» А. Н. Островского),
Ольга Кручинина («Перекаты» В. В. Барятинского).
Литература
Яворская, Лидия Борисовна // Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.).
— СПб., 1890—1907.
Беляев Ю. Д. Л. Б. Яворская.
Критико-биографический этюд. СПб., 1900.
Щепкина-Куперник
Т. Л. Из воспоминаний о русском театре. М., 1956.
Юрьев Ю. М. Записки. Л.—М., 1948.
Горин-Горяинов Б.А.Актеры.(Из воспоминаний).Л.—М.,1947. |