Рапорт о последних часах "Светланы"
Разведочный отряд впереди, а транспорт – между колоннами.
Съ разсвЪтомъ 14-го,согласно полученной наканунЪ телеграммы, строй
изменили следующимъ образомъ
14-го Мая при туманной погодЪ и волненiи до 4-хъ балловъ, въ 7 утра
на правомъ траверзЪ показался Японскiй развЪдочный крейсеръ типа
«Идзуми». Пробили боевую тревогу, но огня не открывали. Крейсеръ
держался въ 60 кабельтовыхъ и шелъ паралельнымъ съ нами курсомъ.
Въ 10 утра, слева, немного на пересЪчку курса эскадры, показались 3
крейсера – типа «Мицушима», которые быстро скрылись въ туманъ.
Около 11-ти утра по сигналу съ «Олега» крейсеръ «Владимiръ Мономахъ»
перешелъ на правую сторону транспортовъ.
Въ начале двЪнадцатаго часа показались сдЪва, идущие въ
кильваторной коллонЪ, 4 крейсера: 2 - типа "Касаги" а 2 - типа
"Нiитаки". Крейсера быстро приближались къ эскадре, но отъ
"Свътланы" прошли въ разстоянiи 60-ти кабельтовыхъ. Около полдня съ
правой, а тотчасъ-же и съ лЪвой коллонъ броненосцевъ, равно какъ и
съ нашихъ крейсеровъ по нимъ былъ открытъ огонь.
ПослЪ нЪсколькихъ выстрЪловъ крейсера эти, отвЪчая на огонь,
изменили сразу курсъ влЪво и скрылись въ туманЪ.
Въ I ч. 40 и. съ броненосцевъ былъ открытъ огонь по показавшемуся
слЪва неприятельскому флоту и наши броненосцы начали
перестраи¬ваться влЪво въ одну кильваторную коллону.
Около 2-хъ часовъ дня сзади и слЪва отъ нашихъ крейсеровъ
показалось 4 крейсера 2-го класса, которые открыли огонь по
Разведочному Отряду и по транспортам. Крейсера «Алмазъ» и «Уралъ»
немедленно прибавили ходъ и вьшли намъ на правый траверзъ; мы-же
открыли огонь и вступили съ неприятелемъ въ бой.
Въ это время крейсеръ "Олег" поднявъ сигнадъ: «Донскому» и
«Мономаху» оставаться при транспортахъ, пошелъ большимъ ходомъ съ
крейсеромъ «Аврора» къ брононосцамъ. Не дойдя до нашихъ
броненосцовъ «Олегъ» и «Аврора» круто повернули обратно, такъ какъ
сзади непрiятелъскихъ броненосцевъ показался отрядъ изъ 6-ти
большихъ крейсеровъ, направлявшихся къ группЪ наших транспортовъ. Со
всЪми выше упомянутыми (10) непрiятельскими крейсерами и пришлось
вести бой отряду Контръ-Адмирала Энквистъ («Олегъ», «Аврора»,
«Дмитрiй Донской» и «Влаимiръ-Mономахъ») и Разведочному Отряду
(«Светлана» «Алмазъ» и «Уралъ»).
Мы курсы располагали такъ, что-бы всегда находиться между
непрiятелемъ и транспортами, исполняя возложенную на Разведочный
Отрядъ задачу: охрана транспортовъ.
Около 3-хъ часовъ дня крейсеръ «СвЪтлана» получилъ подводную
пробоину въ отдЪленiи динамо-машинъ. ОтдЪленiе это быстро
наполнилось водою, которою залило находившiеся здЪсь два 6” погреба,
47м/м погребъ, минный погребъ, всЪ 4 динамо-машины и носовую 400
помпу Тирiона.
Люди изъ пересисленныхъ помЪщенiй успЪли выйти за исключенiемъ двухъ
человЪкъ прислуги погребовъ: люди эти были тамъ залиты водой.
Двери въ затопленное ОтдЪленiе были задраены и подперты распорками;
переборки не прогибались, черезъ переборку № 19 въ 75м/м, носовой
погребъ просачивалась вода, но въ такомъ однако, количествЪ, что ее
успЪвали выкачать бранспойтомъ.
Для выкачиванiя изъ затопленнаго отдЪленiя воды была пущена кормовая
400 помпа Тирiона, но у нея послЪ 5-ти минутной работы сломался
штокъ водяного поршня, а потому выкачиванiе было прекращено за
неимЪнiемъ других водоотливныхъ средствъ достаточной силы.
Крейсеръ получилъ диферентъ на носъ около 4-хъ футъ; вслЪдствiе
этого, а также и вслЪдствiе крена на лЪвый бортъ, стало
невозможнымъ стрЪлять изъ лЪвой носовой 6” пушки, находящейся въ
выступЪ, такъ какъ волна полностью вкатывала въ открытый портъ.
Около 4-хъ часовъ дня крейсеръ «Уралъ» поднял сигналъ: не могу
управляться и вскоре послЪ этого сталъ спускать шлюпки. На
«СвЪтланЪ» подняли сигналъ: «КореЪ» принять команду съ «Урала» и,
пока «Корея» не повернула къ шлюпкамъ, мы стояли съ застопоренными
машинами для оказанiя помощи людямъ «Урала».
«Корея» быстро разобрвъ сигналъ, тотъ часъ же пошла къ «Уралу», къ
которому также подошелъ и одинъ изъ нашихъ миноносцевъ.
Видя помощь людямъ обеспеченной, дали ходъ и продолжали прикрывать
транспорты.
Около 6-ти часовъ вечера съ миноносца «Буйный» былъ сигналъ о томъ,
что командованiе эскадрой передается Контр-Адмиралу Небогатову;
сигналъ этотъ мы отрепетовали. ВскорЪ за тЪмъ на броненосцЪ
«ИМПЕРАТОРЪ Николай I-й» былъ поднятъ сигналъ: броненосцамъ курс №
023.
Приблизительное расположенiе судовъ нашей эскадры въ это время было
слЪдующее: броненосцы примЪрно шли на № въ одной кильваторной
коллонЪ, ведя бой правымъ съ непрiятелемъ, который медленно обгонялъ
линiю наших броненосцевъ. Головнымъ шелъ броненосецъ «Бородино»,
затемъ «Орелъ» и «Николай I-й», «Александръ III» былъ въ хвостЪ
коллоны и нЪсколько вправо отъ линiи кильватера, а «Суворовъ» безъ
трубы и мачтъ малымъ ходомъ, находясь къ отъ линiи броненосцевъ.
Пожары были видны на «Бородино» и АлександрЪ III», кромЪ того этотъ
послЪднiй имЪлъ кренъ на правый бортъ. Значительно слЪва отъ
броненосцевъ шли крейсера «Олегъ», «Аврора», «Жемчугъ», «Дмитрiй
Донской» и «Владимiръ Мономахъ», лЪвЪе которыхъ держались всЪ 9
нашихъ миноносцевъ.
Разведочный Отядъ («СвЪтлана» и «Алмазъ») шолъ слЪва и немного
сзади линiи крейсеровъ.
«Анадырь», «Иртышъ» и «Свирь» были въ это время между нашими
броненосцами и крейсерами.
Около момента захода солнца броненосецъ «Бородино», на которомъ въ
кормовой части былъ сильный пожаръ, быстро накрЪнился на правый
бортъ и почти моментально перевернувшись, тотъ часъ-же затонулъ.
ПослЪ этого наши броненосцы повернули влЪво.
Не за долго до гибели «Бородино» изъ за линии Японских броненосцевъ
вышли на встрЪчу нашей эскадре непрiятельскiе миноносцы, по которым
со «СвЪтланы» открыли огонь, но за дальностью разстоянiя быстро
прекратили.
После захода солнца очень скоро стемнЪло и, державшiйся весь день
туманъ, спустился, вследствие чего мы потеряли изъ вида броненосцы и
транспорты и вступили въ кильватеръ «АврорЪ», идущей за «Олегомъ».
ВсЪ 7 нашихъ крейсеровъ и 9 миноносцевъ въ это время держались
соединенно.
СлЪдовать за «Олегомъ» и «Авророй» было очень трудно вслЪдствiе
темноты и частаго измЪненiя ими курса и хода.
Нъсколько разъ приходилось съ самого полного хода стопорить машины,
а иногда и давать полный ходъ назадъ. Такъ какъ съ «Авророй»
расстоянiе значительно увеличивалось, то скоро стало очевиднымъ, что
«СвЪтлана» съ ея затопленными водою носовымъ отделениемъ за этими
крейсерами, идущими большимъ ходомъ, слЪдовать не можетъ.
И дЪйствительно – около 10-ти часовъ вечера крейсеръ «Аврора» отъ
насъ скрылся и найти его снова мы уже не могли.
ВслЪдствие того, что съ «Олега» мы не имЪли никакихъ сигналовъ о
курсЪ, спросить-же о немъ по телеграфу не могли, такъ какъ еще въ
начале боя, какъ было сказано выше, лишились телеграфа, то
Командиръ, имея ввиду приказъ Адмирала Рожествонского и зная сигналь
съ броненосца «ИМПЕРАТОРЪ Николай I» (броненосцамъ курсъ №023),
рЪшилъ идти во Владивостокъ.
Для этого въ 10 часовъ 40 минутъ, имея 105 легли на №. Оборотовъ
больше не прибавляли, что-бы выходящимъ изъ трубъ пламенемъ не
обнаружить своего присутствiя непрiятелю.
Съ нами пошелъ соединенно и миноносецъ «Быстрый».
В продолжении ночи справа и слЪва показывались огни и прожекторы,
отъ которыхъ крейсеръуклонялся в ту или другую сторону.
Во время боя этого числа стрЪльба велась съ разстоянiя отъ 52-хъ до
22-хъ кабельтовыхъ.
КромЪ носовой подводной пробоины въ этотъ день крейсеръ получилъ еще
слЪдующiя поврежденiя:
1. Надводныя пробоины на правомъ шкафутъ,
2. пробитъ бортъ коечной сЪтки,
3. сбита носовая шлюпъ-балка баржи,
4. баржа разбита пополамъ,
5. пробита подводная часть перваго парового катера,
6. пробитъ кожухъ камбуза и
7. пробитъ въ надводной части бортъ въ бывшемъ помЪщении
Великого Князя съ пожаром, который былъ быстро прекращенъ такъ же,
какъ и пожаръ отъ загорЪвшагося на верхней палубЪ ящика съ47 м/м
патронами.
Других поврежденiй, равно какъ убитыхъ и раненыхъ въ этотъ день не
было.
Непрiятельскiя суда все время, почти, непрерывно пользовались
безпроволочнымъ телеграфомъ.
Пластырь у насъ подведенъ не былъ по слЪдующимъ причинамъ:
1. пришлось бы стопорить машины на время подводки пластыря и
темъ самымъ подвергнуть себя большой возможности минныхъ атакъ со
стороны непрiятельскихъ миноносцевъ и
2. подводка пластыря, выкачiвание воды и задЪлка пробоины
заняли-бы много времени, которое предполагалось на сколько возможно
болЪе утилизировать на то, что-бы до разсвЪта успЪть выйти изъ
района дЪйствiй непрiятеля.
Принимая во вниманiе вышеизложенное, рЪшено было идти безъ пластыря.
15-го Мая
15-го Мая при совершенно ясной погодЪ и волненiи до 4-х балловъ,
часовъ около 5-ти утра, слЪва по носу открылся островъ
Дожелемъ(Матцусима), по которому и было сдЪлано опредЪленiе.
Около этого же времени справа и немного сзади показалось 4
непрiятельскихъ крейсера: 3 типа «Мацушима», а 4-го типъ не былъ
опредЪленъ.
Что-бы уйти от непрiятеля, курс измЪнили влЪвл и прибавили ходъ;
вскоре после этого крейсера скрылись.
Часов около 6-ти слЪва по носу заметили 5-ть крейсеровъ: 3 типа
«Касаги» и 2 типа «Нiитака».
Такъ какъ они шли немного на пересЪчку нашего курса, то, что-бы быть
от них подальше и разойтись съ ними контръ-курсами, изменили курсъ
влево и легли по сторону Острова Дожелет.
Въ это время былъ также видЪнъ по носу дымъ еще двухъ судовъ,
прошедших съ на 0 по сЪверную стороне Дожелета.
Все эти 7 судовъ быстро скрылись.
ЧасовЪ вЪ 6-ть съ миноносца «Быстрый» семафоромъ передали просьбу
снабдить его углёмъ, такъ какъ у него осталось только 25 тоннъ.
Командиръ нашъ рЪшилъ идти пока прежнимъ ходомъ, что-бы, по
возможности, скорЪе выйти изъ сферы непрiятельскихъ судовъ. ПослЪ
чего предполагалось подойти ближе къ берегу, гдЪ-бы было потише
(волнение доходило до 4-хъ балловъ), подвести тамъ пластырь и
одновременно съ этой работой погрузить уголь на миноносецъ.
Исполнить это не удалось, такъ какъ около 7-ми часовъ справа-сзади
показалось два судна, которыя быстро стали нагонять крейсеръ не
смотря на то, что у насъ на сколько было возможно прибавили ходъ:
число оборотовъ доходило до 120.
Вскоре оказалось, что нагоняющiя насъ суда были крейсера «Нiтака» и
«Отова» и съ ними одинъ миноносецъ.
Въ 8 утра стало очевиднымъ, что намъ отъ крейсеровъ не уйти, а такъ
какъ «СвЪтлана» ИМЪЛА БОЛЬШУЮ НОСОВУЮ ПРОБОИНУ И 6” ПАТРОНОВЪ
ОСТАВАЛОСЬ ЛИШЬ ТОЛЬКО ОКОЛО 120-ти ШТУКЪ; то Командиръ собралъ
Военный СовЪтъ.
На СовЪте было единогласно рЪшено:
ВСТУПИТЬ СЪ КРЕЙСЕРАМИ ВЪ БОЙ, И, КОГДА БУДУТЪ ИЗРАСХОДОВАНЫ ВСЪ
ПАТРОНЫ, ЗАТОПИТЬ КРЕЙСЕРЪ, ОТКРЫВЪ КИНГСТОНЫ.
Затопить, а не взорвать, крейсеръ рЪшили потому, что минный погребъ
былъ залитъ еще въ начале боя 14-го Мая.
ПослЪ СовЪта сейчасъ-же была пробита тревога и открытъ по непрiятелю
огонь съ разстоянiя 55-ти кабельтовыхъ. ВскорЪ послЪ начала боя
миноносецъ «Быстрый» отдЪлился и пошелЪ къ берегу.
Для того, что-бы поставить носовую артиллерiю непрiятельскихъ
крейсеровъ въ болЪе невыгодное положенiе, привели крейсера за корму,
чЪмъ заставили идти ихъ противъ крупной волны.
КромЪ этой цЪли еще имЪлось въ виду приближенiе къ берегу, на
который, въ случаЪ потопленiя крейсера, можно-бы высадить команду.
Непрiятельскiя же суда, обладая преимуществомъ въ ходЪ до 4-хъ
узловъ. Легли пораллельнымъ съ крейсеромъ курсомъ, имЪя, по
видимому, цЪлью отрЪзать насъ отъ берега.
Непрiятельскiй миноносецъ держался внЪ выстрЪловъ на нашемъ лЪвомъ
траверзЪ.
По крейсерамъ мы могли стрЪлять только изъ двухъ 6” пушекъ изъ
ютовой и лЪвой кормовой. ПристрЪлка по крейсерамъ была въ высшей
степени затруднена тЪмъ, что:
1 Совершенно не было видно мЪстъ разрывовъ снарядовъ, за полнымъ
отсутствiемъ квкого-либо дыма отъ разрыва снарядовъ и
2 вслЪдствiе большого диферента крейсера на носъ.
Однимъ изъ первыхъ непрiятельскихъ снарядовъ, попавшихъ въ крейсеръ,
пробитъ былъ бортъ въ Командирскомъ помЪщенiи; затемъ у шпангоута №
86 съ лЪвой стороны у ватеръ-линiи получилась большая пробоина. Ее
завалили матрацами и угольными мЪшками, чЪмъ значительно уменьшили
доступъ воды, попадавшей при розмахахъ крейсера на качкЪ.
Когда всЪ патроны были разстрЪлены, то по приказанiю Командира
выбросили за бортъ въ мЪшкахъ съ грузомъ всЪ секретныя книги,
приказы, и карты. Почти тотчасъ же затЪмъ непрiятельскiй снарядъ
разорвался въ машинномъ выходЪ. Осколокъ этого снаряда, разбивъ
колосниковую защиту машины, пробилъ главную паровую трубу въ обЪихъ
машинахъ и крейсеръ остановился.
Когда вслЪдствiе этого число попаданiй непрiятельскихъ снарядовъ въ
крейсеръ значительно увеличилось, тогда по заранЪе отданному
приказанiю, трюмнымъ механикомъ были открыты кормовые клапана
затопленiя и двери непроницаемыхъ переборокъ въ жилой палубЪ. Между
многими попавшими въ крейсеръ снарядами былъ одинъ, который черезъ
дымовую трубу попалъ въ среднюю кочегарку, гдЪ ранилъ машиннаго
кондуктора Селиваного и кочегаровъ. Изъ этой кочегарки никто изъ
людей не спасся.
Шлюпки были всЪ разбиты почему спустить ихъ было нельзя.
Крейсеръ сталъ замЪтно тонуть и когда гибель его стала очевидной,
раненые, привязанные къ койкамъ, были вынесены на верхъ, а затемъ и
командЪ было разрЪшено оставить крейсеръ, спасаясь на матрацахъ
коекъ и на спасательныхъ поясахъ.
Въ началеЪ одинадцатого часа команда начала спускаться въ воду съ
праваго борта.
На крейсерЪ однимъ изъ первыхъ былъ убитъ Командиръ кормовой группы
Лейтенантъ Арцибашевъ., смертельно раненъ, а затЪмъ и убитъ
Лейтенантъ Толстой. Лейтенантъ Дъяконовъ былъ тяжело раненъ;
осколкомъ ему перебило лЪвую руку. Старшiй офицеръ Капитанъ 2-го
ранга Зуровъ былъ убитъ въ то время, когда обходтлъ батарейную
палубу, что-бы удостовЪриться въ томъ, что внизу больше изъ людей не
осталось. ВлетЪвшимъ снарядомъ ему оторвало голову, когда онъ
проходилъ около лазарета. Командиръ Капитанъ 1-й роты Шеинъ все
время находился на мостикЪ и не за долго до окончательнаго
погруженiя крейсера былъ убитъ однимъ изъ послЪднихъ снарядовъ.
Кондукторъ Николаевъ былъ раненъ въ ногу, а машинный кондукторъ
Рыбаковъ убитъ.
Около 11-и часовъ крейсеръ со сбитыми обЪими стеньгами и кормовою
трубой накренился на лЪвый бортъ на столько, что верхняя палуба
начала уходить в воду и въ такомъ положенiи онъ окончательно
погрузился на глубинЪ 2000 футъ.
Крейсеръ затонулъ съ поднятымъ кормовымъ флагомъ; место гибели его
370’0” и 12950’0” (по свЪдЪнiямъ, даннымъ Командиромъ «Америка-
Мору»). Непрiятель разстрЪливалъ крейсеръ почти до полного его
погруженiя въ воду при чемъ не только по крейсеру стрЪлялъ, но, по
видимому, и по людямъ, находившимся въ водЪ и унесеннымъ тесенiемъ
на значительное разстоянiе отъ тонущаго крейсера.
Такъ здЪсь было убито и ранено значительное число людей, между
которыми оказались убитыми Боцманъ Кондукторъ Въшковъ и
Артиллерiйскiй Кондукторъ Коваленко. ПослЪ погруженiя «СвЪтланы» въ
воду одинъ изъ крейсеровъ большимъ ходомъ пошелъ на 5, а другой
отдЪлился къ берегу къ миноносцу «Быстрый» и открылъ тамъ огонь;
черезъ нЪсколько времени и этотъ крейсеръ ушелъ также на 5. оба эти
крейсера тонущей команды не спасали.
Черезъ 1-1/2 или 2 часа послЪ ихъ ухода показался пароходъ
оказавшiйся впоследствiи Японскимъ вспомогательнымъ крейсеромъ
«Америка-Мару». Крейсеръ остановился, спустилъ сначало двЪ шлюпки, а
затЪмъ и третью, на которыхъ и начали подбирать нашихъ людей.
ПослЪднiе люди были подняты съ воды около 5-и ч.вечера. Такъ какъ
вода была холодная (12), то многiе погибли на водЪ отъ холода и
упадка силъ. Изъ офицеровъ здЪсь погибли Лейтенант Воронцовъ,
Мичманъ Графъ Ниродъ, Прапорщикъ по Морской Части Свербеевъ,
Прапорщикъ по Механической Части Агатьевъ и Священникъ О. Феодоръ
ХандалЪевъ.
На «Америка-Мару» офицерамъ и командЪ было выдано сухое платье и
кромЪ того раненые были помЪщены въ судовыхъ лазаретахъ.
На другой день по приходЪ въ г.Сасебо раненые: Лейтенантъ Дьяконовъ,
Машинный содержатель Кондукторъ Николаевъ и 21 человЪкъ нижнихъ
чиновъ были отправлены въ береговой Госпиталь; вскорЪ послЪ этого и
всЪ остальные офицеры, кондукторы и команда были свезены на берегъ.
По наведеннымъ справкамъ оказалось, что Лейтенантъ Дьяконовъ на
другой день скончался въ госпиталЪ, такъ какъ его лЪвая рука не была
во время ампутирована за неимЪнiемъ на вспомогательномъ крейсерЪ
необходимыхъ средствъ для трудныхъ операцiй.
За время пребыванiя на «Америка-Мару» нашимъ офицерамъ и командЪ со
стороны судового состава было оказываемо полное уваженiе и вниманiе.
КромЪ вышеупомянутыхъ погибшихъ десяти офицеровъ, одного священника
и четырехъ кондукторовъ погибло еще 153 человЪка нижнихъ чиновъ.
Спасены: Лейтенантъ Сонцовъ, Лейтенантъ Борковъ, Лейтенантъ
Вырубовъ, Мичманъ Картавцовъ, Полковникъ Петровъ, Штабсъ-Капитанъ
Дергаченко, Штабсъ-Капитанъ Невяровскiй, Штабсъ-Капитанъ
Хоментовскiй, Прапорщикъ по Механической Части Михайловъ, Врачъ
Колежскiй СовЪтникъ Карловъ, Кондукторы6 Шкиперъ Шонбергъ, Боталеръ
Астафьевъ, Минно-Артил.Содержатель Сидоровскiй, Рулевой Колысовъ,
Минный Ващенко, Машинный Долговъ и 273 человЪка нижнихъ чиновъ,
списокъ которыхъ при семъ представляю.
Считаю своимъ нравственнымъ долгомъ засвидетельствовать что
доблестное поведенiе Г.г. офицеровъ, кондукторовъ и молодецкой
команды въ бояхъ 14-го и 15-го Мая было выше всякой похвалы:
Храбрость, самоотверженiе, хладнокровiе и распорядительность были
все время присуще каждому изъ находившихся на крейсерЪ.
Затрудняюсь отдать кому либо преимущество, такъ какъ считаю, что всЪ
въ равной степени заслуживаютъ справедливаго поощренiя за ихъ
доблестное и беззавЪтное исполненiе присяги и службы. |